В последнее время автовладельцы обеспокоены тем, что количество краж автомобилей значительно увеличилось. Некоторые, не жалеют времени и сил на покупку дорогих охранных систем. Есть, и такие, кто собирает охранные системы самостоятельно.
Обычно, большинство простых любительских охранных устройств для автомобиля представляют собой схемы, основное назначение которых - формирование определенных временных интервалов, - времени задержки входа в дежурный ражим после включения времени звучания тревожного сигнала, времени задержки срабатывания.
Надежность таких устройств зависит от тока утечки конденсатора и внешних сопротивлений, а емкость оксидного конденсатора зависит от внешней температуры.
Соответственно, если автомобиль находится в условиях низких температур и высокой влажности такое охранное устройство может не сработать.
Схема устройства, которую мы предлагаем, отличается тем, что для формирования временных интервалов используется мультивибратор, не имеющий в своем состава оксидных конденсаторов, и шестиразрядный счетчик. Все интервалы задаются только одним не оксидным конденсатором.
Это охранное устройство подает двухтональный прерывистый сигнал тревоги при попытке проникновения в салон автомобиля. Датчик, регистрирующий колебания кузова позволяет предотвратить хищение колес, стекол и других внешних элементов, а также попытку взять машину на буксир.
Схема построена таким образом, что при срабатывании датчика сначала отрабатывается временный интервал в 2-3 секунды, а после его завершения включается сигнализация. Этот интервал необходим водителю для отключения устройства при снятии охраны.
Все контактные датчики включаются параллельно и подключаются к клемме "1". Они при срабатывании должны замыкать катод диода VD6 на общий провод. Каскад на транзисторе VT1 служит для исключения выхода из строя микросхемы D1 из-за подачи на вход постоянного напряжения от осветительной системы автомобиля во время отсутствия не ней напряжения питания.
При включении питания зарядный ток конденсатора С2 формирует положительный импульс на выводе в D1.3, в результате положительный импульс появляется и на выходе 13 D2, что приводит к переходу счетчика D2 в нулевое состояние. На выводе 12 D2 устанавливается нуль, который запускает мультивибратор на D1.1 D1.2, вырабатывающий импульсы с частотой 1,5 гц.
Эти импульсы поступают на вход "С" D2 и состояние на выходах счетчика изменяется последовательно переключая два мультивибратора на D3.1 D4.1 и на D3.2 D4.3. Эти мультивибраторы вырабатывают соответственно 500гц и 300гц, которые должны поступить на акустический излучатель. Однако в данном случае сигналы не него не поступают и устройство молчит.
Достигается это блокировкой элемента D3.3 при помощи триггера D5.3 D5.4, который устанавливается в такое состояние в момент включения питания зарядным током С5. Как только счетчик досчитает до 32-х, он установит триггер в противоположное положение, и так-же заблокирует мультивибратор на D1.1 D1.2. Схема отработав выдержку в 21 сек перейдет в ждущий режим.
Теперь при срабатывании датчика процесс повторится, но триггер D5.3 D6.4 не будет блокировать выход и на ключевой транзистор SVT1 поступят тональные импульсы. Звуковой сигнал начнется тогда когда счетчик досчитает до 4-х, и прекратится как только он досчитает до 32-х.
Время на отключения устройства водителем (пока считает от 5-ля до 4-х) формируется триггером D5.1 D5 2, который в момент срабатывания датчика устанавливается в запретительное положение (так-же как D5.3 D5.4 при включении) и после того, как не выводе 5 D2 установится единица он разрешает прохождение импульсов на выход устройства. Нужно заметить, что сразу-же после срабатывания датчика или после включения питания, на все время пока D2 считает до 32-х вход устройства блокируется диодом VD2 и никакие изменения в состояниях датчиков не могут повлиять на работу схемы.
В качестве датчика, преобразующего механические колебания кузова в электрические, используется микроамперметр М476/1 от магнитофонов. Он дорабатывается таким образом. Прежде всего нужно разобрать корпус микроамперметра. Затем конец стрелки изгибают и надевают на него небольшой груз, напрямую шайбу М3 и фиксируют её дальнейшим изгибом конца стрелки.
Затем микроамперметр устанавливают в корпус и располагают относительно платы устройства таким образом, чтобы при установки в автомобиль он расположился вертикально стрелкой вниз - перпендикулярно дну автомобиля, так чтобы при качении кузова стрелка качалась.
Сигналы, сформированные обмоткой датчика, качающегося в магнитном поле, усиливают операционным усилителем D6. Тип выбранного ОУ обусловлен низким напряжением питания, отсутствием триггерного эффекта и его термостабильностью. Соотношение номиналов R15 и R17 выбрана таким, чтобы напряжение на выходе OУ в спокойном состоянии было равно 0,7 от напряжения питания.
Как только стрелка-маятник датчика качнется на выходе ОУ напряжение падает до нуля, что приводит к открыванию стабилитрона VD6, а вслед за ним открывается транзистор VT2. Коллекторы VT1 и VT2 подключены к одному и тому-же входу D1.3, поэтому срабатывание маятникого датчика воспринимается схемой так-же как и контактных.
Конденсатор С6 служит для сглаживания переменных колебаний а цепи датчике. Резистор R13 служит для установки чувствительности датчика.
Для питания микросхем используется напряжение 9В, полученное от стабилизатора на транзисторе VT3. Напряжение питания поступает на клемму "4". общий провод (-) на "2", акустический излучатель излучатель включается между клеммами "3" и "4". Для отключения и включения служит тумблер S1.
В устройстве использованы резисторы МЛТ, конденсаторы К73-17 (С1, С2, С5), К50-6 (С7), К10-7В остальные.
Если нужно, чтобы после срабатывания датчика устройство немедленно издавало короткий звук, предупреждая о том, что автомобиль охраняется, то нужно вывод 5 элемента D5.1 отключить от вывода 13 D2 и подключить к его выводу 4.
Можно подключить схему цифрового охранного устройства к электронным часам-будильнику. Кроме срабатывания звукового сигнала часы-будильник могут включать любую нагрузку, питающуюся напряжением до 220В и имеющую мощность не более 100 Вт, это может быть радиоприемник, магнитофон. Одним словом, любой электроприбор не превышающий эту мощность.