Важнейшим элементом безопасности в автомобилях является звуковой сигнал заднего хода (предупреждение о движении задним ходом). Схема издает звуковой сигнал, когда автомобиль движется задним ходом. Звуковой сигнал заднего хода, предназначенный для повышения безопасности пешеходов и пассажиров, генерирует гудок, предупреждающий окружающих о том, что автомобиль движется задним ходом.
Ниже рассмотрим схему звукового сигнала заднего хода автомобиля с использованием пары микросхем IC 555 для генерации предупреждающего звука всякий раз, когда автомобиль движется на задней передаче.
Описание схемы
Принципиальная схема этого устройства звукового сигнала заднего хода автомобиля чрезвычайно проста. Он воспроизведен на рисунке выше.
Выбранный принцип заключается в подаче питания на модуль сигнализации параллельно с огнями заднего хода автомобиля.
Звуковой сигнал будет получен путем возбуждения пьезоэлектрического зуммера БУЗи. Схема U2, сконфигурированная как генератор, будет управлять зуммером.
Схема U2 выполнена в виде нестабильного мультивибратора, частота которого определяется формулой 1/[0,7 x C5 x (R5 + 2 + R6)].
Работа схемы U2 обусловлена ее входом сброса (вывод 4), который получен из другой схемы NE555, схемы U1. Схема U1 отвечает за периодическое срабатывание схемы U2 для создания импульсного звукового сигнала.
Работа схемы U1 обусловлена также ее входом сброса, который определяется входным напряжением, т. е. напряжением на фонаре заднего хода.
Поскольку входное напряжение составляет около 12 В постоянного тока, для защиты входа схемы U1 используется стабилитрон DZ1. Почему контакт 4 U1 не был подключен к Vcc?
Это связано с тем, что при выбранной схеме питания напряжение Vcc присутствует в течение более длительного времени, чем входное напряжение, из-за наличия конденсаторов фильтра.
Потребляемая мощность цепей У1 и У2 вместе с зуммером достаточно мала, чтобы устройство оповещения продолжало функционировать в течение добрых десяти секунд, что нежелательно.
Поэтому необходимо заблокировать работу генератора U2, когда напряжение, присутствующее на CN1, станет равным нулю.
Но в таком случае, почему бы просто не запитать схему напрямую от напряжения, присутствующего на CN1?
Возможно, вы по опыту знаете, что напряжение, подаваемое аккумулятором автомобиля во время работы, незначительно меняется в зависимости от оборотов двигателя.
Это изменение напряжения влияет на частоту генератора, хотя в случае схемы NE555 это изменение остается ограниченным.
В конечном итоге звуковой сигнал нарушается из-за изменения частоты вращения двигателя, что приводит к нежелательным последствиям.
Чтобы решить эту проблему, достаточно стабилизировать напряжение питания генератора с помощью регулятора REG1.
Диоды D1 и D2 защищают схему от переполюсовки при подключении модуля к фонарю заднего хода. Было бы прискорбно, если бы компоненты загорелись при первой попытке включения.