Катодные Трюки -3. Встроенная Параллельная «Грелка».

27-10-2012, 15:59 От: admin Посмотрели: 785

В двух предыдущих частях статьи мы разобрали варианты использования катодной цепи лампы в оконечном усилителе. В этой части речь пойдет об использовании катодной цепи входной лампы.


Тут нам будет интересно использование встроенного эффекта «грелки» или эквалайзера дающего при определенных положениях регуляторов несколько подобный эффект на перегрузе.

При использовании встроенного эффекта «грелки» непосредственно по ходу гитарного сигнала на сетку первого триода усилителя возникает несколько проблем.

Во-первых схематически бесшумное отключение эффекта более сложное по сравнению с параллельным эффектом.

Во-вторых встроенный эффект ничем не отличается от аналогичного внешнего в виде педали например. Он обладает теми же плюсам и и минусами.



Плюс в том, что можно использовать готовую схему внешнего эффекта и встроить ее в усилитель. Такой вариант не требует особой настройки. Минусом такого подхода является то, что при использовании «грелки» типа TUBE SCREAMER не всем нравится уменьшение уровня низких частот в сигнале.

Как один из возможных вариантов компенсации негативных моментов, при полном прохождении всего гитарного сигнала через эффект, использовать полное прохождение гитарного сигнала по штатной схеме (как отключенном эффекте), а сигнал эффекта примешивать в желаемой пропорции к нему.

В таком случае сетка триода у нас занята исходным гитарным сигналом и задействовать ее для подвода сигнала встроенного эффекта, без создания помех прохождению гитарного сигнала не представляется возможным. Но реализовать подмешивание встроенного эффекта через катод видится вполне приемлемым решением

Катодные Трюки -3. Встроенная Параллельная «Грелка».



file:///C:/DOCUME~1/Vi/LOCALS~1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg

На рис.5 представлена общая схема такого решения.

Сигнал с гитарного входа усилителя поступает одновременно на сетку триода первого каскада усилителя и на входной буфер ОР1 цепи встроенного эффекта. Если входное сопротивление встроенного эффекта достаточно велико, входной буфер можно исключить. После прохождения через собственно эффект обработанный сигнал поступает на инвертирующий каскад, выполненный на ОР2. Если же схема эффекта в своем устройстве уже выдает инвертированный по отношению к сигналу на сетке триода, то каскад на ОР2 не нужен и его тоже можно исключить.

Далее сигнал эффекта попадает на регулятор его уровня и с него напрямую через конденсатор С2 или же выходной буфер ОР3 и потом С2 на катод триода. Отключение эффекта производится оптронным ключом или Ключом на полевом транзисторе. В мало гейновых схемах можно использовать и механическую кнопку. Например в напольных преампах.

Буфер на ОР3 нужен если очень важно сохранить нетронутым звук усилителя при отключенном эффекте, работа схемы аналогична описанным ранее вариантам схем со штатным конденсатором в катодной цепи, т.е. выходное сопротивление ОУ в режиме повторителя меньше одного Ома. При этом возможно увеличение сопротивлений регулятора уровня эффекта.

Группа переменного резистора при использовании в схеме буфера ОР3 может быть А и В в зависимости от требуемой скорости прироста сигнала эффекта по ходу вращения оси регулятора. Если схема используется без буфера, то регулятор лучший результат можно достичь при использовании регулятора группы С (Б).



В чем различие звучания схем с буфером ОР3 и без него.

Если регулятор эффекта в схеме с буфером стоит в минимальном положении уровня, то сигнал на выходе с каскада на лампе V1 не меняется при включенном и выключенном эффекте, т.к. конденсатор С2 «закорочен» в обоих случаях на землю через низкой выходное сопротивление буфера ОР3. При увеличении уровня эффекта на входе буфера сигнал эффекта, пройдя через него, поступает на катод V1 и вызывает на выходе лампы в итоге повышение общего уровня суммарного сигнала (гитарного с сетки и эффекта с катода).

В таком случае прибавление уровня эффекта его регулятором в итоге вызывает пропорциональное повышение уровня сигнала на выходе каскада на V1 и вызывает на канале перегруза стабильное увеличение «силы» перегруза пропорционально увеличению эффекта, а не только изменение его окраски за счет эффекта.

А в варианте без буфера ОР3 – если регулятор уровня находится в минимальном положении, то конденсатор С2 «замкнут» на землю и режим усилителя является таким же, как и при отключенном эффекте, т.е. оригинальным. Но по мере вращения регулятора из положение минимума эффекта в положение максимум, конденсатор С2 подключен теперь не прямо на землю, а через сопротивление ползунок-земля регулятора. За счет этого усиление гитарного сигнала с сетки V1 уменьшается, а уровень сигнала эффекта с катода V1 возрастает.

При определенных номиналах и схемных решениях встроенного эффекта по желанию можно добиться в таком варианте исполнения того, что при вращении регулятора уровня эффекта звук будет изменяться от оригинального до смеси оригинального с эффектом без заметного прироста общей громкости, или же, к примеру, от оригинального до значительно более высокого по суммарному уровню и по уровню эффекта в положении максимального уровня эффекта.



Самое главное, что лично мне нравится в конструкции параллельной встроенной «грелки» это то, что ее можно примешать в любом желаемом количестве к исходному звуку и при примешивании не пропадают низкие частоты так, как при использовании некоторых внешних «грелок». При этом можно добиться с помощью регуляторов эффекта, очень аккуратного, небольшого подкраса звука, т.к. гитарный сигнал всегда продолжает идти через сетку, а эффект поступает отдельно только через катод .в котором его уровень мы можем менять от нуля до выбранного нами максимума.

В стандартном исполнении сигнал эффекта должен поступить в противофазе относительно сеточного и при этом их уровни складываются в общей полосе частот. Однако при желании нелишне поэкпериментировать с синфазным сигналом, в таком случае, особенно если вместо «грелки» используется встроенный эффект эквалайзер, возможно получение нового звучания за счет вычитания синфазного сигнала c сетки и c катода в общей полосе частот при их усилении лампой V1 и получить при этом свое собственное оригинальное тембральное звучание, например для соло.

Описанное использование встроенной параллельной «грелки» не может служить полной заменой внешней «грелки», т.к. прямой сигнал во встроенной присутствует всегда и это может быть не желательным в некоторых случаях.



Рассмотренные в данной статье варианты использования катода как дополнительного входа в каскадах гитарных усилителей далеко не полностью исчерпывают возможности подобных схемных решений, но могут оказаться полезными при разработке и модернизации гитарных ламповых усилителей.



Буду признателен за замечания и пожелания по статье.

Виктор Гурченко (VICTOR CUSTOM)

Прикрепленные миниатюры





  • катодные трюки рис5.GIF





Раздел: Гитарное оборудование

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.

Обсудить на форуме


На момент добавления Катодные Трюки -3. Встроенная Параллельная «Грелка». все ссылки были рабочие.
Все публикации статей, книг и журналов, представлены на этом сайте, исключительно для ознакомления,
авторские права на эти публикации принадлежат авторам статей, книг и издательствам журналов!
Подробно тут | Жалоба
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Опрос

Ваши предпочтения в TRX


Одинарное преобразование
Двойное преобразование
Прямое преобразование
SDR
Другое
Мне всё равно

Популярные новости
Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031