Сегодня Мастер решил всё-таки найти время и выложить процесс создания сабвуфера с нуля. А то запросы типа: "Как изготовить автомобильный сабвуфер своими руками" поражают своей настойчивостью и периодичностью. Причём это будет не какой-то там обычный ящик из ДВП, а нормальный музыкальный корпус из МДФ толщиной 22 мм для ДВУХ динамиков Alpine серии R.
Да, Вы не ошиблись, это именно те динамики, которые соответствуют понятию "народные". Ибо соотношение цена/качество/давление наиболее оптимально. Как обычно, будем считать, что Вы прочитали для начала Хроники Папы Карло. Подготовка полена для Буратино. и имеете минимальный запас инструмента и материалов.
Да простят airsound'a те, кто ждал этих фоток с нетерпением, работа, видите ли... Приступим. Материалом для изготовления корпусного сабвуфера служит МДФ, как указано выше.
При помощи программы JBL Speakershop рассчитывайте объём будущего короба и длину фазоинвертора под каждую головку.
Процесс расчёта достаточно часто описывается на страницах журналов по автозвуку, так что его урезаем. Данные короба (для каждого динамика) таковы: Объём - 56,6 л. Фазоинвертор - длина 32 см. Диаметр - 110 мм.
С помощью Калькулятора профессионала (Volume Box Calculator v.2.0), рассчитывайте внешние размеры, учитывая ограничение по высоте и ширине багажника автомобиля.
Размечайте лист МДФ по размерам и начинайте распиливать его с помощью циркулярной пилы или лобзика. Не забывайте, что ящик на фото - двойной. Получились кусочки для сборки саба:
Затем возьмите нижнюю часть Вашего будущего ящика и приложите к ней переднюю стенку. Просверлите дырки и закрутите пару-тройку саморезов, которые обычно применяются для крепления гипсокартона:
Ту же процедуру необходимо повторить для верхней крышки. Лучше для этого поставить будущий короб набок:
После этого от нижней глубины ящика отнимите толщину МДФ и отметьте снизу полоску, до которой будет убираться материал. То же самое сверху, только отнимать от верхнего внешнего размера толщину. Отмечайте скос с помощью карандаша и линейки, соединяя эти точки:
Соединяйте точки на внутренней поверхности крышки, чтобы было видно до какого уровня работать рубанком. Повторите для нижней части будущего ящика.
Дальше будет интересней. Берите электрорубанок (если есть, если нет - обычный) и снимайте излишки МДФ по меткам, нарисованным ранее. Как только Вы закончите, прикрутите заднюю стенку:
Лишние выступающие части снимите рубанком. Готово? Возьмите короб, поставьте его боком на лист МДФ и отрисуйте будущую боковинку карандашом изнутри. И другую сторону тоже. Так как данный корпус под сабвуфер рассчитан для двух головок, то средняя стенка ему не помешает:
Вставляйте боковинки и среднюю стенку(если у Вас короб под два саба) и крепите их. Основа готова, пора делать дырки под саморезы, притягивающие стенки саба. Если они не входят в глубину материала, то рассверлите места для утапливания шляпок сверлом, диаметр которого 8 мм. Мастеру этого делать не пришлось, так как всё и так заходило как по маслу:
Вот пример того, как наживляются саморезы и наносятся жидкие гвозди, дабы улучшить герметичность конструкции. Как видите, нижняя и передняя стенки уже склеены:
Остатки "гвоздей" убирайте кусочками карпета и продолжайте прикручивать боковинки:
Осталось дело за малым: прикрутить верх и после - заднюю крышку:
Не забудьте обработать края, чтобы не было так, как на фото. Сделайте разметку под сабвуферы и вырезайте дырки для фазоинвертора(ов):
Эх, выпиливать, так по-крупному! Делайте круг почёта лобзиком и проверяйте правильность динамиком:
Фазоинверторы. Выпилите из пластиковой трубы, окрашивайте изнутри чёрной краской... А колечки сверху и снизу от фирмы DLS. Приклеивайте также всё на жидкие гвозди:
Перед обтяжкой обработайте короб фортуной с наждачным диском, для сглаживания торчащих частей и неровностей. И пройдите изнутри и снаружи пылесосом. Отрезайте карпет с запасом по бокам, чтобы можно было его завернуть. Приклеивайте:
С боковинками стоит обращаться аккуратно, чтобы не забрызгать клеем карпет, что уже на своём месте:
Вставляйте фазики и разрезайте "короной" карпет в месте крепления сабвуферов:
Проклеивайте спреем "корону" из карпета и заверните её внутрь. И не бойтесь испачкать руки в "жидких гвоздях" - они отмываются 646 растворителем. Как бы там ни было, а фазоинверторы необходимо проклеить изнутри до полной герметичности на стыках:
Самодельный корпус под автомобильный сабвуфер (или даже под два) готов. Усилители крепятся к его задней стенке, а провода к сабам без клеммников заходят сквозь просверленные (и залитые впоследствии "гвоздями") дырки:
Вот так и расписана схема конструкции сабвуфера. Желаю Приятного баса!
ДОПОЛНЕНИЯ И РАЗЪЯСНЕНИЯ АВТОРА
Параметры Тиля-Смолла
-Резонансная частота Fs 45 Гц
-Результирующая добротность Qts 1,088
-Эквивалентный объем Vas 26,6
При внутреннем объёме 67 литров и частоте настройки фазоинвертора 33 Герца, для диаметра 110 мм, длина порта должна составлять 30,97 сантиметров. При такой частоте амплитудно-частотная характеристика более или менее ровная, с небольшим подъёмом на отметке 30 Герц. А по призвукам - желательно брать материал типа МДФ с толщиной не менее 18 мм и использовать на обеих концах фазоинвертора кольца с расширением диаметра, как на фотографиях.
P.S. Только не забудьте, что Вы указали внутренние размеры ящика... И фазик можно врезать в боковую стенку, хоть это и не всегда правильно.
P.S. я делаю сабы для дома))))
Фазик лучше врезать сбоку, так как внутренние размеры Вашего ящика (340х620х320мм) не позволяют сделать это с длиной фазоинвертора 30,97 сантиметров, при условии того, что он должен быть прямым. Ведь Вы не хотите призвуков? :)
Расстояние от края колечка до противоположной стенки должно быть не менее 1,5 диаметра трубы, из которой изготовлен ФИ.
Синтепон возможен, но не забывайте, что он увеличивает объём, и относительно наполненности этим материалом короба, необходимо пересчитывать длину порта. 30,97 см - это без синтепона. Практически не использую, только в крайних случаях.
Можно сделать сэндвич из склеенных клеем ПВА ДСП и фанеры 16 мм, только ДСП должно быть внутри. Это лучшее сочетание, чем два листа древесно-стружечной плиты...
P.S. У Мастера в боксе сейчас стоит сабвуфер (банд-пасс 6-го порядка на 75ГДН, сопротивлением 8 Ом), сделанный по этой технологии, с двойными сэндвич-стенками ДСП+фанера. Саморезов в нём около 400 - для лучшего склеивания слоёв. Играет от штатной кассетной магнитолы автомобиля Daewoo без усилителя и дополнительных фильтров. КПД этой конструкции меня пугает. :))
Параметры саба:
Шасси сабвуфера
Размер (см) - 30,0
Размер (дюйм) - 12,0
Корпус - ДА
Открытого типа - НЕТ
Основные характеристики:
Пиковая мощность (Вт) - 1300,0
Номинальная мощность (Вт) - 380,0
Импеданс (Ом) - 4
Диапазон воспроизводимых частот (Гц) - 18 - 2000 Гц
Чувствительность (дБ/Вт/м) - 89,0
Материал диафрагмы - Инжектированный полипропилен
Материал магнита - Феррит
Параметры Thiele & Small:
Импеданс (Ом) -4
d (мм) - 250,0
d (дюймы) - 9,8
Rdc (Ом) - 3,3
Fs (Гц) - 24,8
Qts - 0,37
Qes - 0,39
Qms - 7,02
Vas (l) - 86,7
Vas (кубических футов) - 3,06
Mms (г) - 162,1
Lvc (мГ) - 1,1
Xmax (мм) - 5,7
Xmax (дюймы) - 0,22
BL (TM) - 14,1
По карпету: нанесите клей из аэрозольного баллончика на МДФ (хотя некоторые делают и наоборот - на ткань) и сверху укладывйете карпет. Лишнее срезается канцелярским ножом. Для того, чтобы клей не попадал на уже прилепленный карпет, можно пользоваться кусочком картона либо малярным скотчем. В принципе на фото должно быть всё понятно.
По рассчёту короба: скачайте здесь архив программы JBL Speakershop и попробуйте установить и разобраться. Если что-то будет уж очень непонятно, тогда добро пожаловать.
Пусть говорят, что я груб, но мне никто ничего не приносил на блюдечке с голубой каёмочкой... :) А пошло на пользу.
С уважением, airsound.
SWR-1244. И ещё в Гугле нашёл ссылочку на другие сабы Alpine в коробах, может кому пригодится...
Двумя киловаттами :)
Был усилитель клиента, кажись Cadence... киловаттник
в номинале.
Максимальная мощность 500 Вт
Дипазон вспроизведения 20-2000 Гц
Чувствительность 91,2 дБ
Материал НЧ: прессованная бумага
Fs/Qts/Vas: 33Гц/0,42/113л.
Параметры короба таковы:
Внутренний объём: 100 л.
Диаметр фазоинвертора(ФИ): 7,5 см. 10 см. (7,5 - для 10 дюймовых
сабов)
Длина его: 7,27 см. 15,22 см.
25-27 Гц - усиление на 4 dB.
Резонансная частота - 31,04 Гц.
Но для этого короба нужны фронтальные мидбасы(передняя акустика),
играющие от 35-40 Герц, на что не всякая акустика способна.
Оптимальным для Вас считаю такое соотношение:
Внутренний объём: 80 литров.
Диаметр ФИ: 7,5 см. 10 см.
Длина ФИ: 8,75 см. 18,9 см.
31-50Гц - усиление на 3 dB
Резонансная частота - 33,1 Гц.
И соответственно, мидбасы от 50-60 Гц.
Не забывайте, что ящик, сделанный из фанеры, может гудеть, лучше
делать его из МДФ.
Банд-пасс тоже возможен для этого динамика, но с его настройкой
можно мучаться долго...
При изготовлении короба из МДФ синтепон не нужен, такое моё мнение. В крайнем случае, достаточно круглого кусочка карпета на внутренней стороне стенки, противоположной динамику. Кусочек этот может получиться, когда вырезаете в карпете отверстие под динамик.
Палю тему: Для уменьшения так называемых стоячих волн можно сделать смесь ПВА с опилками (в консистенции сметаны) и нанести её на внутренние стенки рукой так, чтобы получился непонятный узор. Вот и весь секрет. При застывании образуется поверхность, отражающая звуковые волны в разных направлениях. Но это делается в основном в тех системах, где слушатель может уловить разницу между звучанием одинаковых инструментов...
Размеры выше, в Вашем первом комментарии.
ДСП тоже неплохой материал, но 6-18 миллиметровой фанерой снаружи
короб стоит обшить. Если Вы возьмёте один слой ДСП, то это стандартные
16 мм. Этого мало для 80-ти литрового корпуса(внутренний объём таков).
Какой точно толщины фанеру выбрать? Смотрите сами, чем толще, тем
лучше, но и тяжелее... Я бы взял 8-10 мм для такой мощности динамика.
Слои склеить с помощью ПВА и стянуть саморезами.
Обрабатывать изнутри можно также, кaк и МДФ.
Пожалуйста. А насчёт короба - это как Ваша душа пожелает...
Технические характеристики DLS BW212 Диаметр, мм: 300
Диапазон воспроизводимых частот, Гц: 25 - 2500
Мощность номинальная / максимальная, Вт: 250 / 800
Чувствительность, дБ: 90
Полная добротность (Qts): 0.53
Частота основного резонанса (FS), Гц: 43
Эквивалентный объем (VAS), л: 44
В поисковике предварительные размеры найдены:
DLS BW212:
Сабвуфер автомобильный 12", с возможностью установки в открытом
объеме багажника седана (корпус: закрытый 28 л, ФИ: 37 л, порт
26 см, 4").
C такими параметрами(ФИ) бас начинается только от 42 Герц, хотя может кому-то и нравится звук сзади. Про параметры ЗЯ вообще молчу, не работает этот динамик по графикам в закрытом ящике нормально... Но были случаи, что по графикам одно, а в жизни - совсем другое, динамик DLS, не помню модель, неплохо звучал в ЗЯ 42 литра... Так что где-то и я могу ошибаться, это не истина в последней инстанции.
Посчитал:
Внутренний объём короба: 60 литров.
Диаметр фазоинвертора: 10 см.
Его длина: 22,17 см.
Подъём выше 3 децибелл: 30-50 Герц.
По поводу колечек - просто могут быть призвуки, когда воздух выходит
из фазоинвертора. В некоторых случаях их практически не слышно,
ведь обходились как-то раньше без колечек... Старайтесь делать фазик
прямым, без поворотов.
Для этих размеров не нужен. Чтобы пересчитать объём, достаточно программы JBL Speakershop(ссылка в комментах выше), в которой можно указать четыре вида заполнения короба наполнителем. :)
Сколько - не знаю, ибо практически не использую, так как звук может стать "рыхлым", правда не всегда. Когда корпус только из фанеры - даже желательно. Но угадать количество и сделать правильный расчёт под него... Это того не стоит, ИМХО.
cu.ft int: 2,825904667, Объём внутренний: 80,026752 литров.
Внешние размеры: Ширина: 67 см, Высота: 44 см, Верх: 30 см, Низ: 42 см, Ухо: 2 см
(Ухо. Утопленная боковая стенка на 2 см относительно наружного края образует удобные "ручки-выступы" из верхней, нижней, задней и передней стенок, используемые при транспортировке короба вручную.)
Размеры даны для ящика с толщиной стенок 1,6 мм. Если номинал саба не превышает 250 Ватт, то можно эту толщину и оставить.
Раскрой материала:
Задняя стенка: 67x46,6; Передняя: 67x44; Верхняя: 67x27,84; Нижняя:
67x39,34;
Это всё можно рассчитать в Калькуляторе объёма короба сабвуфера, даже не напрягаясь... Если Вы собираетесь строить короба грамотно, то этот инструмент Вам понадобится.
Hertz ES 250
Номинальный импеданс, Ом 4
Пиковая/Длительная музыкальная мощность
(по данным изготовителя), Вт 500/250
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 85,1
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,62
Нормированное акустическое усиление
(ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 5,5
Нормированная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 90,6
Условный объём оформления, л 18,6
Параметры Тиля — Смолла
Заявка Факт
Fs, Гц 27 28,8
Vas, л 54 40,9
Qts 0,49 0,436
EBP, Гц - 59,6
Заранее спасибо.
Согласен с производителями Hertz ES 250:
Внутренний объём короба с фазоинвертором: 28 литров. (цвет на графике
- cyan)
Частота настройки ФИ: 35 Гц.
Диаметр фазика: 7,5 см (Для DLS - 6,8 см)
Длина его: 34 см (Для DLS - 27,3 см)
Короб без фазика(magenta):
Внутренний объём - 22,7 литров.
P.S. C фазиком отдача лучше по всем параметрам.
о прибавить еще 1,5 литра? Попробую сделать ЗЯ.
P.S. Т.е. надо делать 22,7+1.5=24,2 чистого внутреннего V ?
Нет, 22,7 литра - это чистый внутренний объём, включающий объём, занимаемый задней частью динамика.
Здравствуйте. Название комментария правильно отражает Ваш вопрос. Именно бандпасс 4-го (один внешний фазоинвертор) или 6-го порядка (2 фазоинвертора, каждый выходит из своего объёма) самый оптимальный вариант для этой машины. Надо будет смотреть по параметрам динамиков, какой из них сможет работать в этом типе акустического оформления. Из вышеперечисленных динамиков ничего не впечатлило, так как Вам нужен динамик с номинальной мощностью не ниже 500 ватт, ибо шумоизоляция у Мерседеса достойная.
Как вариант, ЕСЛИ НАЙДЁТЕ МЕСТО для фронтального 250-ваттного 10-ти дюймового сабвуфера, то закрытый ящик может быть неплохим решением.
Естественно, моё мнение не истина в последней инстанции...
Разница в давлении. 6-го порядка при правильном расчёте "давит" больше. Только учтите, что настроить данный вид оформления (бандпасс любого порядка) довольно сложно, но это стоит того. Я уже писал, что один из таких бандпассов играет от усилителя магнитолы... Динамик 75ГДН, сопротивлением 8 Ом. Настраивался в течении месяца.
Андрей, насколько я помню, это динамик для акустического оформления типа freeair, фриэир, что подтверждается буквой F в окончании названия модели. Врезать в деревянную полку, пусть работает на объём багажника, только щели все проклейте вибропластом. Дырок из салона в багажник быть не должно, иначе не будет саб играть достойно.
Бандпасс рассчитать дело на первый взгляд простое, только играть он не будет так как показывает программа. Все бандпассы, что я делал приходилось "донастраивать", читайте переделывать. Это занимает от недели до месяца. Дистанционно это сделать нереально.
19 мая 2009, 13:52
Я думаю, что да, не проверял. Но учтите одну деталь! Материалы должны быть именно такими, как их представляют американцы, то есть если написан материал МДФ - это нормальная МДФ(мелкодисперсная фракция), а не толстая ДВП(древесно-волокнистая плита).
Лучше взять отдельно динамик типа DLS, Boston G1(G2), Alpine R(4-9 тыс.) и 4-х канальный усилитель типа Crunch, Alpine(4-8 тысяч), а короб делать самому. Эти динамические головки музыкальны и дают достаточно упругий бас.
2 канала усилителя - на саб, два на переднюю акустику.
Источник: www.interlavka.narod.ru
Размеры рассчитывал с помощью своего калькулятора объёма. Записи не оставлял, а клиент уехал почти сразу.
Внешние размеры одинарного короба 56,6 л: ширина 630 мм х высоту 390 х глубину 325(верх 260, низ 390) при толщине стенок 18 мм и выступах сбоку("ушах") по 18 мм каждый.